16.09.2012

Конкурс «Защити озоновый слой» состоялся. Первые результаты
Конкурс «Защити озоновый слой» состоялся. Первые результаты

14 сентября в Москве, на территории Центра Микроклимата и Автоматизации зданий на базе колледжа № 19, созданного при поддержке ЮНИДО, прошел конкурс «Защити озоновый слой». Он был приурочен к 25-летию Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

12.09.2012

Глобальный форум международной организации «Международное партнерство за расширение услуг местных властей по управлению отходами» (IPLA)
Глобальный форум международной организации «Международное партнерство за расширение услуг местных властей по управлению отходами» (IPLA)

5-6 сентября 2012 года в Сеуле (Республика Корея) состоялся Глобальный форум международной организации «Международное партнерство за расширение услуг местных властей по управлению отходами» (IPLA). В форуме приняли участие представители правительственных организаций Австралии, Вьетнама, Германии, Индонезии, Камбоджи, Китая, Колумбии, Республики Корея, Маврикия, Монголии, Сингапура, Шри—Ланки, Японии, руководители муниципальных органов власти разных стран, ученые, представители ряда международных организаций, бизнес сообщества, некоммерческих структур.

10.09.2012

Послание генерального секретаря ООН по случаю Международного дня охраны озонового слоя
Послание генерального секретаря ООН по случаю Международного дня охраны озонового слоя

Четверть века назад одна из наиболее серьезных проблем, вставших перед человечеством, — уменьшение толщины озонового слоя, защищающего жизнь на Земле от губительных солнечных ультрафиолетовых лучей, — привела к принятию документа, который, вероятно, является на сегодняшний день лучшим примером глобального сотрудничества в деле решения экологических проблем.

Архив новостей ...
UNIDO.ORGЮНИДО в России

Проект ЮНИДО-ГЭФ по повышению энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности России

Проект ЮНИДО для российских предприятий

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) дал старт проекту «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности в Российской Федерации». Основная цель проекта: создание на предприятиях современных систем энергоменеджмента, разработка программ энергосбережения и в конечном итоге — выход на финансовые институты для получения средств на реализацию этих программ. Кроме того, проект содержит образовательные компоненты — обучение руководителей и специалистов и так называемые компоненты Policy Advice — разработка рекомендаций по формированию правовой и институциональной инфраструктур для поддержки мер по повышению энергоэффективности российской промышленности.

Уполномоченными агентами ГЭФ по реализации проекта являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Задачи и методы проекта

В российской промышленности в последние годы предпринимаются масштабные меры по повышению уровня энергоэффективности. Модернизация и техническое перевооружение предприятий привели к тому, что традиционное для России отставание от развитых стран по этому показателю начинает постепенно уходить в прошлое. Например, в такой отрасли, как черная металлургия, российские предприятия вплотную подошли к показателям удельного энергопотребления на единицу продукции в странах ЕС. Конечно, не во всех отраслях ситуация столь благоприятна, но наличие в стране политической воли позволяет надеяться, что в ближайшие годы мы станем свидетелями быстрых перемен к лучшему.

Национальные цели поставлены амбициозные — снижение уровня энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г. На эту цель работает принятый в декабре 2009 г. Федеральный закон № 261 об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Работоспособность закона будет обеспечиваться подзаконными актами, которых к настоящему моменту на федеральном уровне принято 37. Кроме того, запущены и другие инструменты государственной поддержки, такие как Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в декабре 2010 г. В апреле нынешнего года оператором данной программы назначено ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

Потенциал снижения энергоемкости по важнейшим отраслям и сферам деятельности

Рис. 1. Потенциал снижения энергоемкости по важнейшим отраслям и сферам деятельности (прогноз по реализации Государственной программы)
Источник: ФГБУ «Российское энергетическое агентство»

Как видно из рис. 1, в рамках Государственной программы на промышленность делается особый расчет: намеченные показатели энергосбережения в ней превышают ожидаемые в других отраслях и видах деятельности. Именно поэтому так интенсивно ведется развитие рыночной и институциональной инфраструктуры, рассчитанной на предстоящий в этой области рывок. Уже зарегистрировано 90 СРО, объединяющих 2500 организаций, имеющих право на проведение энергетических обследований, и число их растет с каждым днем. К претендентам на долю нового масштабного рынка услуг в области энергоэффективности присоединяются проектные институты, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, поставщики оборудования, банки, лизинговые компании и многие другие. Рынок приборов учета энергетических ресурсов, энергоэффективного оборудования, технологий и материалов становится все более конкурентным.

Свой вклад в ускорение этого процесса вносят и действующие в России международные организации — как структуры ООН, такие как ЮНИДО и ПРООН, так и финансовые институты, такие как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, ЕБРР. Ими на сегодняшний день развернуто более 10 проектов по тематике, связанной с энергоэффективностью, еще несколько проектов находится в стадии разработки и согласования. Тематика этих проектов достаточно широка — от энергоэффективного освещения до возобновляемых ресурсов. ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) уделяет проектам международных организаций особое внимание, рассматривая их как механизм быстрой передачи передового мирового опыта, современных организационно-технологических и управленческих решений, показавших свою эффективность в других странах. ФГБУ «РЭА» сотрудничает со всеми международными организациями, ведущими эти проекты, являясь официальным российским координатором некоторых из них. К числу таких проектов относится и «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности в Российской Федерации».

Этот проект был инициирован еще в 2007–2008 годах, в ходе обсуждений ЕБРР и ЮНИДО вопросов энергоэффективности в промышленности с профильными правительственными ведомствами РФ. В 2008 году в ГЭФ был направлен предварительный проект по соответствующему изменению рынка, разработанный ЮНИДО и ЕБРР, было получено финансирование на доработку проекта, в ходе которой в него были внесены некоторые поправки. Так, по результатам проведенных исследований было предложено, чтобы проект был в первую очередь сфокусирован на такой новой для России тематике как системы энергоменеджмента (EMS). В ходе проекта на 10 крупных и 50 мелких предприятиях будут внедрены полномасштабные системы энергоменеджмента (EMS), будут обучены и проинструктированы сотни руководителей, государственных служащих, инженеров и экспертов.

Кроме того, логикой проекта было предусмотрено, что разработка систем энергоменеджмента при всей ее важности не должна стать самоцелью. В ходе проекта на предприятиях будет проведена оценка потенциала энергоэффективности, разработаны программы энергосбережения и инвестиционные планы. Эти инвестиционные планы должны формироваться с учетом стандартов финансовых институтов и создаваемых ими новых банковских продуктов для финансирования проектов по повышению энергоэффективности. В конечном итоге намечается выход предприятий на финансовые институты для получения средств на реализацию проектов. Кроме того, проект содержит образовательные компоненты — обучение руководителей и специалистов, а также так называемые компоненты Policy Advice — разработка рекомендаций по формированию правовой и институциональной инфраструктур для поддержки мер по повышению энергоэффективности российской промышленности.

Координация проекта будет осуществляться представительствами ЕБРР и ЮНИДО в России и штаб-квартирами этих организаций в Лондоне и Вене. Реализацией проекта на месте займутся два подразделения по управлению проектом. Основные партнеры проекта в органах власти — Минэнерго (включая ФГБУ «РЭА», которому делегированы координирующие функции), Минэкономразвития, Минпромторг.

Официально проект содержит 4 компонента:

  • обучение и тренинг руководителей и специалистов в области энергоэффективности и энергоменеджмента (осуществляется ЮНИДО);
  • техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем энергоменеджмента и инвестиционных планов для 10 предприятий (осуществляется ЕБРР);
  • техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем энергоменеджмента и инвестиционных планов для 40–50 предприятий (осуществляется ЮНИДО);
  • разработка рекомендаций в области политики энергоэффективности в промышленности (осуществляется ЮНИДО).

Проект фактически стартовал в январе 2011 г., до этого в ноябре 2010 г. был проведен подготовительный семинар, на котором российским специалистам был представлен разработанный экспертами ЮНИДО курс по энергоменеджменту. Семинар вызвал интерес среди российских предприятий, консалтинговых и инжиниринговых фирм, представители которых проявили большую активность в дискуссии, высказывая предложения по совершенствованию структуры курса и его адаптации к российским условиям.

Работа была начата с проработки конкретных видов деятельности в рамках проекта с ведущими функциональными подразделениями ФГБУ «РЭА» и представителями промышленности РФ (РСПП, «Деловая Россия», ТПП РФ, отраслевых промышленных ассоциаций и отдельных предприятий). Основная задача этой работы — повышение работоспособности проекта, адаптация его к произошедшим со времени разработки изменениям в государственной политике в области энергоэффективности, текущим приоритетам и потребностям предприятий в этой сфере.

Серьезную проблему для реализации мероприятий проекта, относящихся к малым и средним предприятиям, представляет организация большого объема разнообразных работ, намеченных на каждом из 50 предприятий, а именно: тренинг персонала, проведение энергоаудита, разработка систем энергоменеджмента и инвестиционных планов. Перспектива контрактования каждого вида работ по каждому предприятию создавала серьезные организационные проблемы по выборам большого количества соответствующих подрядчиков и усложняла координацию проекта в целом.

Для решения этих проблем в ходе ряда консультаций с представителями промышленности был разработан пакетный подход, предполагающий объединение всех видов работ по каждому отдельному предприятию в один «пакет», выполняемый одним корпоративным подрядчиком, и контрактацию подрядчиков для работы по группам предприятий (15–20 предприятий на 1 контракт). При этом в роли потенциальных подрядчиков должны выступить консорциумы международных и российских фирм с подтвержденной репутацией на рынке.

Такой подход позволяет избежать необходимости перераспределения бюджета в ЮНИДО/ГЭФ между субкомпонентами «энергоаудит», «энергоменеджмент» и «инвест-планы» как в части объемов, приходящихся на каждый вид работ, так и в части распределения их по годам. Подрядчик «пакета», ответственный за результаты всех работ, будет сам распределять средства в пределах отпущенного ему бюджета.

Кроме того, так обеспечивается реальная ответственность за промежуточные и конечные результаты работ, за их сроки и контентную согласованность. При этом ЮНИДО получает возможность управлять работами, контролируя их ход и результаты.

Использование пакетного подхода повышает привлекательность участия в проекте для российских предприятий, аналогичный подход был принят на вооружение и в работе по крупным предприятиям, проводимой ЕБРР. Все это создает дополнительную синергию в рамках проекта и позволяет надеяться на серьезный эффект для предприятий-участников.

Идет развертывание и других компонентов проекта: ведется доработка курса энергоменеджмента ЮНИДО, который планируется адаптировать к российским условиям. Прорабатывается тематика работ по компонентам Policy Advice: их состав должен максимально отражать национальные потребности России по формированию нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры в области энергоэффективности с учетом мирового опыта. В общем, работы по проекту будет немало — и по объему, и по времени, поскольку проект рассчитан на 5 лет.

Более подробную информацию о проекте можно получить в офисе Центра международного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации или обратившись в редакцию журнала «ЮНИДО в России» по адресу: ed@unido-russia.ru